О Зареченском храме и церкви
Автор:
Арсений Зеленов
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ
Существует поверье, что при возведении Божьего храма ему от Бога даётся Ангел, который оберегает церковь. Если же церковь насильно разрушают, то Ангел никуда не уходит, он сидит и печалится. И ждёт, когда к нему вернутся люди. Сколько в России разрушенных храмов, значит, столько и Ангелов печалится.
Я с детства люблю ходить в храм. Особенно мне нравятся ночные праздничные службы Пасхи и Рождества Христова. По воскресеньям и праздничным дням мы ездим на службу в город Арзамас в храм Владимирской иконы Божьей Матери, так как в деревне Березовка, где я живу, нет церкви. Ближайший к нам храм находится в село Заречное, но, к сожалению, он находится в полуразрушенном состоянии (Приложение 1). Очень больно видеть разрушенные храмы и знать, что Ангел Престола плачет и ждет, когда же восстановят Дом Божий. Мне очень хочется, чтобы это случилось как можно скорее! Узнав, что наконец-то начались работы по восстановлению храма, мы всей семьей ездили помогать в этом благом деле. Так здорово было потрудиться во славу Божью! (Приложение 2).
Искать информацию о Зареченском храме и церкви оказалось не так уж просто. Церкви много лет, но известно о ней очень мало. Много приходских книг сгорело во время пожара.В библиотеке имени И.П.Склярова я нашёл очень мало литературы об истории храма. В поиске информации большую помощь оказалапреподаватель воскресной школы при храме Владимирской иконы Божьей матери Воронина Ирина Александровна и старожила села ЗаречноеФадеева Екатерина Павловна. При написании работы мною были использованы материалы Государственного архива Нижегородской области, краеведческая литература по данной теме, а также воспоминания очевидца.
Чтобы узнать как можно больше о храме села Заречное, я отправился к старожилу села. Фадеева Екатерина Павловна (06.12.1926г.р.)приняла меня очень радушно и рассказала следующее (Приложение 3):
«Село Заречное раньше называлось Ямское, так как здесь жили ямщики, которые гоняли в столицу лошадей, а также возили туда выделанные шкуры и пушнину. Часто столичные купцы сами приезжали в Заречное за товаром, поэтому село называли ещё и «второй Москвой». Много народу в селе было.Дедушка мой был старостой храма села, поэтому с малых лет я всегда была при храме.Наш храм был «золотой»! Очень красиво внутри было. По красоте он мог сравниться разве только с московскими храмами. А прихожан как много было! Храм всегда был полон. Помню, с одной стороны храма стояли мы, с другой – жители деревни Озерки. В зимнем храме печки топили, все вместе дрова к зиме заготавливали. Одна печка была в притворе храма. Много было и благодетелей у храма. Жители нашего села богато жили, занимались скорняжным мастерством, и на храм жертвовали. А какая высокая колокольня была! Молодыми были, на самый верх поднимались. И колокола огромные были. Как зазвонят, во всей округе слышно! А потом церкви закрыли, стали там хранить зерно. Очень жалко было!»
Оказывается, наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Царства небесного и правды его, и это все приложится вам. Церковь всегда была духовным, образовательным центром общества, оказывала влияние на нравственную, духовную жизнь селян. В 18 веке 1784 году был построен на трудовые пожертвования жителей зимний храм и колокольня.Храм был освящен в честь архангела Михаила. В центре села установили часовню. Голос колокола призывал народ к совершению религиозных обрядов, помогал заблудшим в непогоду путникам, извещал о времени. Звон колоколов был для жителей села своеобразным путеводителем и информатором. Веселый благовест поднимал в жителях настроение от предстоящего праздника. Тревожный перезвон — о пожаре или еще какой беде. Погребальной звон сообщал об умершем односельчанине.
За помощью в поиске информации о храме в село Заречное я обратился к директору Воскресной школы при храме Владимирской иконы Божьей матери Ворониной Ирине Александровне. Она прислала мне историческую справку о храме села Заречное из Государственного архива Нижегородской области, город Арзамас:
В селе Ямская Слобода Арзамасского уезда (позднее — Сталино, ныне с. Заречное Арзамасского района)Нижегородской губернии согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год были возведены: теплый каменный храм Архангела Михаила 1784 года постройки, холодный каменный храм во имя святой Троицы 1834 года постройки, а также колокольня. В 1834 году уроженцем села – арзамасским купцом И. С. Белоусовым (Приложение 4) на собственные средства было начато строительство холодного каменного храма во имя Михаила Архангела и Святой Троицы Живоначальной (обиходные названия — Троицкая церковь; Святотроицкая церковь; Свято-Троицкая церковь), в 1839 году храм был освящен. В 1876 году была возведена отдельно стоящая четырехъярусная колокольня. Престолы церкви: в летней — во имя Святой Живоначальной Троицы, взимней — во имя Архастратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Общее число прихожан церкви на 1888 год составляло 587 мужчин и 658 женщин. Троицкая церковь являлась приходским храмом для следующих селений: с. Ямская Слобода и д. Озерки. В состав причта церкви входил священник (с 1834 по 1838, с 1840 по 1847 годы — иерей Иоанн Яковлев, иерей Иосиф Максимович Соболевский, с 1867 по 1871 годы — Василий Добронравов, с 1872 по 1880 годы — Василий Скворцов, с 1881 по 1883 годы — Иван Смирнов, Александр Соловьев, с 1884 по 1890 годы — Иван Руновский, с 1891 по 1903 годы — Николай Руновский, с1904 по 1905 годы — Александр Орлов, с 1906 по 1918 годы — Андрей Штернов), дьякон и псаломщик.
Документы фонда поступили на хранение 11 декабря 1957 года (по данным листа фонда), источник поступления документов не известен.
Изучив материал из архива, я отправился в библиотеку, где нашел книгу «Край мой арзамасский» И.М. Промахиной, в которой также есть упоминание о храме села Заречное:
В селе была деревянная церковь, которая сгорела во время пожара. Примерно в конце прошлого века купец Белоусов на свои средства поставил новую церковь. Церковь была освящена во имя Михаила Архангела и Пресвятой Троицы. В настоящее время церковь является памятником архитектуры. При церкви имелись две богадельни, хозяйственные постройки, церковные склады, подвалы. И сама церковь и принадлежавшие ей постройки были обнесены каменной оградой. В церковной ограде хоронили духовенство. Там же были могилы купцов и их родственников. По сведениям одной из рассказчиц, в деревне было две церкви, соединявшиеся между собой подземным ходом. Недалеко от церкви был разбит «барский» сад, где гуляли и веселились как местные богачи, так и приезжие купцы. Стояли скамеечки, эстрада, на которой заезжие артисты давали концерты. Простому люду также не возбранялось гулять в этом саду. В селе работала 2-классная церковно-приходская школа. Находилась она в центре села, возле церкви, в настоящее время разрушена.
Бабушка, узнав тему моей работы, сказала, что у нее есть книги Андрея Потороева, выпускника Арзамасского педагогического института, который много лет занимался историей изучения родного края. В них я также нашел информацию об истории храма села Заречное:
24 июня 1931 года местным сельсоветом был расторгнут договор с общиной верующих села Сталино (Село Ямская слобода 16 апреля 1931 года переименовывается в Сталино, а затем в хрущевскую эпоху – Заречное) на пользование ими зимней церковью Михаила Архангела ввиду «злостной неуплаты платежей». До 1935 года храм пустовал. Затем общее собрание членов колхоза 25 июля 1935 года постановило закрыть его вместе с колокольней и подколокольным помещением с передачей под зернохранилище. Предполагалось пробить дверь с южной стороны, заделать лишние окна, удалить купол. Почему-то намеченные работы сорвались, и до сего времени в центре Заречного возвышается запущенный, но еще сохранивший архитектурное благолепие Михаило-Архангельский храм (построен в 1784 г.) вместе с летним Троицким. Этот последний был закрыт 17 июля 1941 года решением Горьковского Облисполкома и передавался под клуб.
В селе Заречное находится храмовый комплекс, состоящий из Троицкой и Михаило-Архангельской церквей. В 1937 году они обе были закрыты, а здания затем использовались в качестве зернохранилищ. В обоих храмах из внутреннего убранства частично сохранились фрески. После возвращения зданий Нижегородской епархии их из-за отсутствия средств на восстановление хотели законсервировать, но нашлись попечители, начавшие финансирование строительных работ.
Более 80 лет в селе не было Храма. Холодно, неуютно людям в селе, где нет Храма. Но не удалось вытравить веру из людских сердец, стереть из памяти. Пожилые женщины всегда останавливались и крестились около святого места. Времена изменились. По всей России начали восстанавливать церкви. Первую за 75 лет Божественную литургию в храме села Заречного Нижегородской области совершил правящий архиерей, митрополит Георгий. Перед службой, на которой собрались десятки жителей, Нижегородский Владыка освятил крест для православной святыни села. Так начинается путь возрождения некогда величественной церкви Архангела Михаила.
Обратившись ксобравшимся в храме со святительским словом, митрополит Георгий выразил надежду, что в скором времени возрождение этого храма завершится и у местных жителей будет благолепное место для вознесения молитв Богу за себя и своих близких.