О храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское - Точка на карте

О храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское

Автор:
Андрей Ховпун

Тёплым, летним, июльским днём наша машина медленно ехала по неширокой просёлочной дороге. Мы ехали в село Покровское, находившееся в нескольких километрах от города Семёнов, малой Родины моей мамы.

Моя мама уже несколько лет занимается исследованием и восстановлением своего генеалогического древа. Я с интересом и любопытством интересуюсь ходом исследования, ведь это — мои корни, история моего рода. Со слов моей мамы я узнал, что в селе Покровском есть старинный, разрушенный, деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В старину именно в этом храме велись метрические книги всех окрестных деревень. Мы ехали своими глазами увидеть храм, в котором когда-то давно были сделаны записи о рождении, крещении, венчании и погребении наших предков.

Мы неотрывно всматривались вдаль и, наконец, увидели, промелькнувшую сквозь густую листву деревьев, тёмную маковку купола колокольни храма. Сердце забилось чаще. Меня охватило необъяснимое волнение и трепет. 

К храму вела узкая, заросшая высокой травой, тропинка. Перекрестившись, мы прошли сквозь церковную ограду. Нашему взору предстало печальное зрелище: обветшалый, потемневший от времени, полуразрушенный храм. Чувство какой-то щемящей тоски и грусти охватило нас. Мы в нерешительности застыли перед храмом. Я ожидал, что вокруг будет мёртвая, звенящая тишина.  Каково же было моё удивление, когда вся округа наполнилась оглушительным карканьем.  Оказалось, что это место облюбовали вороны, в разрушенном шатре храма они обустроили свои гнезда. Мы своим появлением нарушили их покой, и теперь бесчисленной чёрной тучей они кружили над храмом и истошно каркали. В этом было что-то зловещее, мне стало по-настоящему страшно. В это трудно поверить, но вороны прогоняли нас, они стучали клювами и кидали в нас шишки. Я уже готов был бежать прочь, но мама взяла меня за руку и начала вполголоса читать молитвы. Через время всё стихло, и мы осторожно пошли осмотреть храм. 

Лучше всего сохранилась колокольня. Она  отчётливой, тёмной стрелой вырисовывалась на фоне ясного летнего неба. Основная часть храма оказалась разрушенной, вместо крыши — бекрайнее небо над головой. Внутри храма всё заросло травой и деревьями. У решетчатого, полуовального окна росла рябина, ее тонкие ветки были похожи на руки, воздетые к небу в молитве. Мы стояли посреди разрушенных стен храма в немом оцепенении. Горько и печально было видеть такое запустение и разруху.

Перед поездкой мы постарались изучить историю храма, но найти информацию оказалось крайне трудно.  Однако, нам всё же удалось найти краткие сведения об этом храме в «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год», составленном Драницким Николаем Ивановичем. 

Деревянная двухпрестольная шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трёхъярусной колокольней была построена в селе Покровском в 1851 году. Главный, холодный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в тёплом приделе престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца. По данным на 1904 год в приходе значилось около 1 200 православных  и более 1500 тысяч раскольников, думаю, под «раскольниками» имелись в виду старообрядцы. С 1901 года священником данного храма был иерей Василий Александрович Петропаловский. При храме существовала церковно-приходская школа. Преподавателем «Закона Божьего» был псаломщик И.П.Смирнов, учителем пения был заштатный священник — Николай Александрович Беляев. Церковным старостой был В.И. Смирнов.

Известно также, что весной 2000-го года сельская Покровская церковь была отнесена к объектам историко-культурного наследия. Однако, к сожалению, уже в 2014 году приказ департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области утратил силу. Это всё, что нам удалось выяснить.

Мы бродили вокруг храма, под ногами нам попадались резные элементы наличников, обломки досок и куски штукатурки. Вдруг прямо на нашем пути в тенистом уголке среди высокой травы мы увидели белоснежный ландыш. Это было так удивительно! Ландыш в конце июля! Этот прекрасный, благоухающий тонким ароматом, весенний цветок всегда считался символом чистоты. Мы восприняли эту необычную весеннюю находку, как чудо и подтверждение того, что «Бог поругаем не бывает»…

Уезжали мы с тяжёлым сердцем. Казалось, что с разрушением этого храма обрывалась связующая нить поколений. Пройдёт еще несколько лет и этот храм вовсе исчезнет с лица земли, и вместе с этим случится трагический разрыв времён, разрушение преемственности поколений, уничтожение исторической и духовной памяти. 

По дороге домой мама вспомнила и рассказала мне о произведении В.Солоухина «Чёрные доски». В этой книге писатель  рассуждает об ответственности человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями. Автор утверждает, что разрушая памятники прошлого, мы теряем человеческий облик. И это действительно так. Я, как представитель молодого поколения, ощущаю себя наследником прошлого и сознаю свою отвественность перед будущим. Я убеждён, что восстановление разрушенных храмов — это наш моральный долг.

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», — говорил писатель М. Горький. С данным высказыванием невозможно не согласиться. Каждый здравомыслящий и ответственный человек должен внести свою посильную лепту, если  не в восстановление разрушенного храма, то хотя бы в сохранение исторической памяти об этом объекте культурного наследия.

Во мне теплится надежда, что наступит благословенное время, когда  над куполами Покровской церкви снова засияют на солнце золочёные кресты, и разнесётся по всей округе радостный колокольный звон, созывающий прихожан на соборную молитву в храм!

Разработка сайта Vidanov Digital