Эссе о храме “Введение во храм Пресвятой Богородицы” в селе Илларионово
Автор: студент 3 курса ГБПОУ ББСХТ Мотузов К.А.
История храма
Ближе к концу XVII века в селе Новое Ларионово был построен первый деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери, благодаря стараниям помещиков Собакиных. Казанский храм значится в документе “Приходские церкви Нижегородской епархии в 1722-1723 г. Парецковская пятина”.
На 1722 год притч состоял из двух священников Григория и Ивана Михайловых, а также диакона Ивана Григорьева. Пахотной церковной земли было 30 десятин, сенных покосов на 2 копны. В состав прихода входили: с. Иларионово, дер. Романово, Малое Романово, Малое Казариново и деревня Алёнина. В приходе было 73 двора.
К середине XVIII века деревянная церковь пришла в ветхость, поэтому в 1762 году была построена новая каменная церковь, освящённая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Церковь была освящена в том же году 2 ноября (15 ноября по нашемуст). Построена тщанием помещика села Иларионова премьер-майором Михаилом Григорьевичем Собакиным.
Здание новой церкви каменное, с таковою же колокольнею, крепка, но крайне была тесна, и за крайнею теснотою в 1903 году, с разрешения Епархиального начальства расширена и устроена в виде трёх престольной. При храме была построена каменная ограда и деревянная сторожка.
Престолов в расширенной церкви было два, из них 1-й престол, находящийся в главном алтаре храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, за ветхостью в 1905 году, с разрешения Епархиального начальства был снят и вместо оного на том же месте устроен новый престол, который в 1905 году 29 ноября местным благочинным села Иларионова протоиереем Павлом Петровичем Коринфским с окружным духовенством освящен.
2-й престол был в левой стороне храма, в честь Святителя и Чудотворца Николая, с разрешения Епархиального начальства с оного места снят, перенесен на правую сторону храма и освящен тем же протоиереем села Иларионова Павлом Коринфским в 1905 году июня 6 дня.
3-й престол с разрешения епархиального начальства устроен в левой стороне храма в честь Архистратига Божия Михаила и Преподобного Серафима Саровского Чудотворца и освящена тем же приходским протоиереем села Иларионова Павлом Коринфским с окружным духовенством 1906 года сентября 17 дня.
В 1888 году при церкви уже имелась церковно-приходская школа.
Во второй половине девятнадцатого столетия в приходе Илларионовской церкви числилось полторы тысячи прихожан.
В Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год в Илларионове значился все тот же храм, построенный в 1762 году. Число прихожан возросло, их насчитывалось — 828 мужчин и 964 женщины. Священнослужителем в храме был протоиерей Павел Петрович Коринфский, благочинный, законоучитель, удостоенный ордена Святой Анны 2-й степени, обладатель наперстного креста. Диаконом был И.И. Руновский. Церковным старостой — П.3. Плюхин.
Храмовые праздники совершаются 6 декабря, 9 мая, 21 ноября, 19 июля и 2 января.
Воспоминания старожил
Примерно в 1938 году в селе Илларионово коммунары заставляют ключницу Илларионовской церкви П. Седову открыть им церковь, она отказалась. Несмотря на её противостояние и поддержку среди крестьян, ключи были насильно отобраны и храм был открыт, а после разорён. За свой поступок против Советской власти старушка Седова оказалась в Соловецких лагерях.
Старожилы вспоминают, что храм начали рушить по приказу председателя колхоза Маракова Николая Ефремовича. Один из жителей села т.Плюхин полез спиливать пилой кресты. Когда он залез на колокольню храма, начав пилку, крест упал на т.Маракова и летел с ним до самой земли. Плюхин выжил после падения, но вскоре умер.
Первым долгом коммунисты уничтожили колокольню храма. В это же время храм был обезглавлен. Старожилы села вспоминают, когда был сбит главный колокол (по их словам, весом в 500 пудов), разбившись об землю ровно 2 дня дрожала и звонко плакала земля. Всё украденное было вывезено из храма и был оставлен всего один колокол как пожарный. В 1990-е годы колокол был украден. По некоторым слухам увезли его в г.Саранск.
В Советское время храма использовался как школа, клуб, мельница.
При храме ранее было большое старинное кладбище захоронения сохранились и по сей день. После указа Императрицы Екатерины II с 1771 года церковный погостбыл перенесён от храма на “Высоты”, где располагается и по сей день. Но после 1771 года при храме оставалась традиция хоронить особо значимых для села людей, а также священнослужителей.
При церкви на роднике была часовня Казанской иконы Божией Матери. Однажды на роднике случилось чудо.
Чудо на селе
Было это в начале 1920-х годов. Многие тогда в Илларионове брали воду на колодце у дома Ивана Бескрылова на овраге. Как-то утром пришла соседка по воду, наклонилась и увидела в глубине колодца лик иконы Казанской Божьей Матери. Шум пошёл по селу, вскоре собрались на Бескрыловском дворе толпа, многие молились. Дни проходили, а лик не исчезал. потянулись в Илларионово богомольцы из соседних сел. Практически со всей волости. Благословенным стали считать это место, а хозяину колодца Ивану Бескрылову — благословенному уже понёс кое — кто «жертву»: холстами, продуктами. И прозвали его Казанычем.
Только спустя много лет узнали виновников «Явления». А были ими три друга: учитель Пётр Чекушкин, бригадир, известный в селе озорник и стихотворец Григорий Швецов и местный кузнец Василий Седов. Нарисовали они на камне лик Богородицы, покрыли бронзовой краской и опустили в воду, хотели потом развенчать «чудо», да не решились-уж очень много шума вышло. Долгие годы история о явленной иконе ходила по селу.
По воспоминаниям старожил в 1930-е годы после разорения храма объявилось множество кладоискателей. В селе ходило много легенд, что с баринами и попами закапывали клад.
Во время строительства асфальтной дороги в Илларионово рядом с местом, где стоял старый магазин был обнаружен склеп. Старожилы говорили, что в склепе похоронена “бешеная барыня”, которую в склепе похоронили заживо. Всё из-за того, что она со свету сживала всех, кто был красивее её.
Хранитель креста
Во многих сёлах нашей округи существует традиция с крестом. Когда кто-то умирает, то крест передают семье умершего и семья хранит его пока в селе не умрёт кто-то ещё. После разорения храма в селе Илларионово традиция была переделана на свой лад. Крест в селе не передают, а выбирают хранителя креста, который хранит крест до конца жизни и ходит с ним на похороны сам. Также стало принято после каждых похорон хранителю креста отдавать одну из домашних икон.
Наше время
В наши дни храм, построенный в 1762 году является самым старинным храмом, который сохранился на территории не только нашего округа, но и ближайших. Местные жители более 20 лет надеются на восстановление своей главной святыни. В храме в наши дни сохранились старинные двери начала XX века, настенная живопись, включая лики Николая Чудотворца, Илии Пророка и многих других.
После 2015 года в храме обрушилась крыша трапезной, а также престола Преподобного Серафима Саровского Чудотворца и Святителя и Чудотворца Николая.
По сей день в храме случаются чудеса, которые удалось повидать и мне.
Во время посещения села для написания его истории, я со своим сопровождающим решили зайти в храм, полюбоваться на его былую мощь. Это был воскресный зимний день 2022 года. В храм мы заходили через вход бывшей колокольни. Пробираясь через проваленную крышу, я не заметил в снегу большой гвоздь. Моя обувь была легка для зимнего времени, поэтому гвоздь пронзил ботинок насквозь. Я почувствовал, как гвоздь проткнул мой палец. Ощущая в своём ботинке кровь я, пробираясь через доски с такими же гвоздями, лишь просил Бога о помощи. Сев в машину и уже собравшись в больницу, я решил посмотреть, что случилось с пальцем. Сняв ботинок, мой неверующий сопровождающий и я были шокированы увиденным. Мой палец оказался невредим, а вокруг него на ткани было просто розовое пятно. После этого случая, как и прежде моя вера в Господа была укреплена ещё сильнее.
По сей день посещая Введенский храм в нём чувствуется присутствие святости, Бог ещё не оставил его.